Во время рождественского поста в Железногорске побывал наш земляк епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной православной академии. В Железногорске прошло его детство и годы юности, здесь живет его мама.
Епископ Амвросий Гатчинский: «Мне очень хотелось принести некое благодарственное приношение своему городу. Ежедневная суета делает человека погруженным в заботы, а он очень часто нуждается в радости. Подчас вместо подлинной радости нам предлагается в красивой упаковке то, что на самом деле таковой не является. Думаю, что концерт хора Санкт-Петербургской духовной академии и последующие богослужения дадут людям надежду и сформируют у, может быть, отчаявшихся людей некий очень важный духовный стержень».
В Железногорске Амвросий был в 2005 году, после рукоположения в епископы. Служил во Всехсвятском храме всенощное бдение и божественную литургию в строящемся Свято-Троицком храме. Тогда это был еще не храм, а часть городской бани. Может быть, и та молитва своей силой помогла в деле строительства храма. В этот раз земляк приехал с православным хором Санкт-Петербургской духовной академии.Для веселья нужна подлинная радость
— Работа с хорами – это просто увлечение, хобби? И поете ли Вы сами?
— Когда-то пел в школьном хоре, потом в хоре Московской духовной семинарии, пять лет руководил хором Сретенского монастыря.
— Как Вы подбираете репертуар?
— Мнение о верующем человеке, что он всегда подавлен и вечно в молитве, неправильное. Не надо ассоциировать веру с постным лицом. Верующий человек – очень жизнерадостный и веселый, и в этом нет никакого греха. Господь создал нас так, чтобы мы осознавали свои ошибки и в то же время не пренебрегали радостями жизни, я имею в виду истинные радости. У нас в репертуаре есть церковные песнопения, но не только. Когда мы собираемся за праздничным столом, наши хоры поют народные песни – русские, украинские. Проводим фестивали песен разных народов, устраиваем капустники в студенческой среде, приглашаем к себе артистов. Двое участников из моего бывшего Сретенского хора сегодня выступают в молодежной группе «Кватро». Недавно мы встречались в академии. Было немного непривычно, шумно и громко, но очень весело.
Решил стать священником в 12 лет
Будущий епископ Амвросий, в миру Виталий Анатольевич Ермаков, родился 15 июня 1970 года, в селе Лужки Железногорского района в обычной рабочей семье. Наш земляк часто вспоминает о своей маме, а еще о бабушке, от которой исходило первое впечатление о Церкви, о Боге, о молитве: «Она не приходилась мне бабушкой буквально, а была нашей дальней родственницей, но по духу оказалась мне очень близкой. В войну она потеряла мужа и троих детей, которые умерли от тифа, вела у себя в деревне все хозяйство, занималась тяжелой мужской работой. На ее иждивении была больная родная сестра. Я ездил из города к ним в деревню сначала на каникулы, а когда стал постарше, практически каждое воскресенье». Бабушка знала все праздники и многие молитвы наизусть. В ее доме была Библия и старый настенный календарь, по которому она высчитывала, когда начинается Великий пост, когда будет Пасха и другие праздники, и сообщала всей деревне».
Епископ Амвросий рассказал о том, что ощущает в своей жизни присутствие еще одной женщины, также дальней родственницы-монахини, которой он не знал. С 12 лет она жила в Полоцком монастыре. После того, как его разрушили, переехала в село Лужки. «Мне кажется, по ее молитвам я стал тем, кем я являюсь. По жизни нас ведет промысел Божий. Главное — не отвернуться от него, не отторгнуть руку Господа – а ее всегда почувствует чистое сердце человеческое. То же самое произошло в моей жизни».
В молодом городе, построенном энтузиазмом комсомольцев-атеистов, церквей, конечно же, не было. Виталий Ермаков тайно ездил в храм слободы Михайловка. Опасаясь нежелательных для мальчика последствий, священник через других людей передавал, чтобы до 18 лет он как можно реже посещал церковь. Позже в Свято-Никольский храм пришел другой священник, теперь это архиепископ Вильнюсский и Литовский Иннокентий, ставший для нашего земляка примером и уже в 12 лет епископ Амвросий решил, что будет священником. В Михайловском храме стал нести пономарское послушание.
«Я жил, как все советские дети. Среди сверстников не было близких мне духовно людей и я вместе со всеми плыл по течению. Был даже комсоргом в школе, хотя стал уже к тому моменту верующим человеком, ходил в церковь, пел на клиросе. Пионерия и комсомол помогли мне реализовать энергию, которую хотелось выплеснуть в хорошее дело. Когда о моем «увлечении религией» стало известно, самым серьезным образом меня поставили перед выбором. Я выбрал. Сказал, что пойду в духовную семинарию, и положил комсомольский билет. Потом вызывали в горком комсомола, увещевали, предлагали взять билет назад, обещали устроить в Высшую партийную школу. Но сердце мое стремилось к другому. Мне угрожали тем, что лишат аттестата. Но душа по природе христианка. Такова она была у людей, вставших не на сторону конъюнктуры, а на сторону правды. Преподаватели, одноклассники и их родители (сказали, что сорвут выпускной вечер) защитили меня в нужный момент. И я очень благодарен им за эту поддержку».
О проблемах и наставниках
Епископ Гатчинский Амвросий является председателем отдела религиозного образования и катехизации (изучение членом церкви либо человеком, готовящимся стать членом церкви, основ христианской веры и вероучения церкви, — ред.) Санкт-Петербургской епархии. В его ведении находится будущее церковнослужителей, их сейчас обучается более 500 человек, есть также факультет иностранных студентов. Наш земляк занимается таким вопросом, как введение в школах основ православной культуры, курирует все воскресные школы Санкт-Петербурга и области. «Это сложная работа, потому что Петербург – город с большим революционным и атеистическим прошлым», — признался священнослужитель.
— У нас в городе преподавание основ православия – тоже непростой вопрос. Будете ли Вы обсуждать это во время своего визита?
— Я здесь всего лишь гость. Вопросы, касающиеся отношений власти и церкви, находятся в ведении архиепископа Рыльского и Курского Германа. Хотелось бы, чтобы наши дети – естественно, по своему желанию и желанию родителей – могли бы изучать православную культуру. Преподавать этот предмет необязательно человеку с духовным образованием. После краткосрочных курсов с этим справится учитель, который ведет русский язык, физику или математику. При одном лишь условии, что он укоренен в этой культуре. В мое время не было такого предмета, тем не менее из школ выходили люди верующие. Всегда были преподаватели, которые, может быть, не произносили слово «Бог», «вера», но они преподавали литературу, философию, рассуждали о мировоззрении так, что невольно сеяли в сердцах зерно истинной веры. Было бы действеннее для будущего наших детей, если все предметы преподавать с позиции нравственных ценностей.
— Довольно много людей, посещающих храмы, верующими по сути не являются. Почему так происходит?
— Сегодня у церкви нет достаточного потенциала для того, чтобы давать людям вдоволь той духовной пищи, которая востребована. Это связано с десятилетиями атеистического режима. В полную меру еще не поднялась церковь в отношении своего духовного образования. Еще Христос говорил: «Жатвы много, а делателей мало». Проблема осталась та же.
— Сейчас модно иметь своего духовника…
— Мода записаться в «духовные чада» мне не очень понятна. С одной стороны, у каждого человека должен быть духовный наставник, с которым легко, который может принести пользу духовную. Бывает и так, что, пройдя какой-то путь, человек перерастает своего наставника, и может искать другого. Гоняться за каким-то известным старцем, чтобы потом похвастаться, что он духовник, — это неправильно.
— А Вам повезло с наставниками?
— Да, но я никогда не искал наставника среди великих. В духовной семинарии, у меня были наставники Троице-Сергиевой лавры, затем Святейший Патриарх Алексий. Мне встречались многие люди, которых я могу назвать своими наставниками: отец Матфей (Мормыль), покойный ныне архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний. С отцом Матфеем у нас были очень интересные отношения любящего отца и любящего сына. Но в любви не все бывает гладко. Чтобы отстаивать свою правду, приходилось быть таким же жестким, как и он. Тем не менее мы постоянно чувствовали общение на уровне сердец.
Источник Эхо недели
фото Всенощное бдение в храме святителя Николая в сл. Михайловка.
Оставьте комментарий